СВОДЫ ЕВРЕЙСКОГО ПРАВА


СВОДЫ ЕВРЕЙСКОГО ПРАВА

СВОДЫ ЕВРЕЙСКОГО ПРАВА. Первым еврейским кодексом может считаться Тора (Пятикнижие), содержащая законодательную часть Библии. С этим согласны как ученые-традиционалисты, так и исследователи, стоящие на историко-критических позициях, причем последние выделяют в Пятикнижии несколько отдельных сводов. Среди них часть Книги Исхода, обозначенная как Книга завета (Исх 21-23), Жреческий кодекс, содержащийся в книгах Исход, Левит и Числа, Кодекс святости в Книге Левит (17-26) и Девтерономический кодекс во Второзаконии (12-26). Ранний, не дошедший до нас свод жреческих установлений Сефер Галахот (Книга постановлений) относится к концу эпохи Второго храма (516 до н.э. — 70 н.э.). Саддукейский уголовный кодекс был введен в действие во время правления царицы Александры. Рабби Акива и рабби Меир в начале 2 в. н.э. предприняли попытки общей кодификации еврейского закона, которые завершились составлением Мишны Иудой ха-Наси ок. 200. Формальная кодификация раввинского законодательства началась в 8 в. с появлением Галахот Песукот, написанных Иехудаем Гаоном в Вавилонии. Этот кодекс стал основой для гораздо более обширного свода Галахот Гедолот (Большие постановления). Его составление некоторые ученые приписывают Шимону Кайаре, а другие — Иехудаю Гаону. До нас дошли два варианта этого кодекса, одна сохранялась испанскими школами, а другая — германскими. Более краткие компиляции определенных законов составлялись некоторыми гаонами (авторитетными толкователями еврейского права) и учеными последующей эпохи. В этот период первым кодексом, включавшим все еврейские законы, основанные на Талмуде и респонсах (комментариях по проблемам еврейского права) гаонов, стали Галахот Исаака Алфаси (11 в.). В 12 в. Маймонид, испытавший большое влияние Алфаси, составил Мишне Тора, свод в 14 томах, охватывавший все аспекты и области еврейского законодательства своего времени. После Маймонида несколько сводов было составлено во Франции. Самый значительный из них — Сефер Мицвот Гадол (Большая книга заповедей), основанный на 613 заповедях Торы. Его составил Моисей бен Яков из Куси. Наиболее важным кодексом, признанным в качестве эталона еврейского законодательства после Мишне Тора Маймонида, стал свод Арбаа Турим (Четыре ряда), составленный Яковом бен Ашером (ум. ок. 1340). Этот кодекс включает четыре раздела: Йоре Деа (Наставляющий в знании) — обрядовые законы и запреты, касающиеся принятия пищи; Орах Хайим (Образ жизни) — законы о синагоге и праздниках; Эвен Эзер (Камень помощи) — законы семейной жизни; Хошен Мишпат (Нагрудник суда) — гражданское и уголовное законодательство. Арбаа Турим лег в основу свода Шулхан Арух (Накрытый стол) Иосифа Каро (1488-1575). Этот свод стал авторитетным кодексом еврейского права, признанным во всех еврейских общинах, хотя многие его положения основывались на практике сефардских школ. Моисей Иссерлес снабдил Шулхан Арух комментарием Маппа (Скатерть), отражавшем некоторые отличия в практике германских школ. Свод Каро с исправлениями Иссерлеса остается стандартным кодексом традиционного иудаизма.


Юридическая энциклопедия. 2015.

Смотреть что такое "СВОДЫ ЕВРЕЙСКОГО ПРАВА" в других словарях:

  • ЕВРЕЙСКОГО ПРАВА СВОДЫ — Первым еврейским кодексом может считаться Тора (Пятикнижие), содержащая законодательную часть Библии. С этим согласны как ученые традиционалисты, так и исследователи, стоящие на историко критических позициях, причем последние выделяют в… …   Энциклопедия Кольера

  • ЯКОВ БЕН АШЕР — (ок. 1269 ок. 1340) комментатор Библии и кодификатор еврейского права, родился в Германии (возможно в Кёльне) в семье знаменитого еврейского ученого из Германии рабби Ашера. В 1303 перебрался в Испанию. Умер в Толедо ок. 1340. Главный его труд… …   Юридическая энциклопедия

  • ЕВРЕЙСКОЕ ПРАВО — СВОДЫ ЕВРЕЙСКОГО ПРАВА …   Юридическая энциклопедия

  • ЯКОВ БЕН АШЕР — (ок. 1269 ок. 1340), комментатор Библии и кодификатор еврейского права, родился в Германии (возможно в Кельне) в семье знаменитого еврейского ученого из Германии рабби Ашера. В 1303 перебрался в Испанию. Умер в Толедо ок. 1340. Главный его труд… …   Энциклопедия Кольера

  • ГАЛАХА — законодательная часть раввинистической литературы, а также вся нормативная сфера в иудаизме. Термин происходит от еврейского глагола галах идти или ходить и обозначает путь действия , истинный путь жизни , руководство , традицию и обычай . На… …   Энциклопедия Кольера

  • Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… …   Литературная энциклопедия

  • Израиль — Государство Израиль, в Зап. Азии, на вост. побережье Средиземного моря. Образовано в 1948 г. на основе решения Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 г. В качестве названия принято название еврейского гос ва, существовавшего примерно в этих… …   Географическая энциклопедия

  • ИУДАИЗМ — религия еврейского народа. Слово иудаизм происходит от греческого ioudaismos, введенного в употребление грекоязычными евреями ок. 100 до н.э., чтобы отличить свою религию от греческой. Оно восходит к имени четвертого сына Иакова Иуда (Йехуда),… …   Энциклопедия Кольера

  • Галаха — или Алаха (ивр. הֲלָכָה‎)  традиционное иудейское право, совокупность законов и установлений иудаизма, регламентирующих религиозную, семейную и общественную жизнь верующих евреев. В более узком смысле  совокупность законов, содержащихся …   Википедия

  • ИОРДАНИЯ — Петра. Гробница с урной. 1 я четв. I в. Петра. Гробница с урной. 1 я четв. I в. [Иорданское Хашимитское Королевство], гос во в Зап. Азии. Граничит на севере с Сирией, на северо востоке с Ираком, на востоке и юге с Саудовской Аравией, на западе с… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.